Вот и первый представитель культурной сферы в нашей рубрике «10 вопросов». Эта рубрика придумана для того, чтобы каждый читатель мог узнать немного больше о профессиях, которые нас окружают. Для этого мы готовы без стеснения спрашивать о том то, что хотели бы спросить многие.
И мы благодарны за то, что на наши дилетантские вопросы о музыке согласилась ответить Виктория Первушина, преподаватель по классу специального фортепиано (для тех, у кого фортепиано — основной инструмент, в отличие от общего фортепиано, то есть, дополнительного инструмента) Детской музыкальной школы №2 в Измаиле.
1. Фортепиано — это клавишный, струнный или педальный инструмент?
Это клавишно-струнный инструмент. Когда ребенок впервые приходит на урок, то в первую очередь я его знакомлю с устройством — мы открываем верхнюю крышку, заглядываем, щупаем струны, слушаем, как меняется звук в зависимости от того, в каком месте прикасаемся к клавишам: чем ниже (левее), тем толще струна, а чем выше (правее) — тем тоньше.
2. Кто решил, что ноты должны звучать именно так, как они звучат?
На самом деле я сама долгое время не знала, почему нот — 7 и почему они имеют именно такое название. В программах школы, училища, вуза этому как то не уделяется особого внимания — ты воспринимаешь эти семь нот как данность. Ведь никто же не задумывается в школе, почему в алфавите определенный набор букв? Их просто учат, объединяют в слоги и слова, читают, пишут и т.д.
Но ответ есть!
Некий монах Гвидо в средние века при разучивании псалмов, канов со своими певчими имел определенные трудности, т.к. постоянно надо было указывать на высоту звука определениями по типу «выше-ниже». Это было не очень удобно. Думая, как облегчить процесс, он заметил закономерность, что звуки постоянно повторяются в различных комбинациях, и выявил, что основных звуков – семь. А также и то, что движутся звуки или вверх, или вниз. А название им дал по первым слогам своего же псалма. Так и появились до, ре, ми, фа, соль, ля, си, а чуть позже — нотная запись и нотный стан.
Я думаю, что поклонники народных инструментов обиделись бы. Конечно же, нет. Не знаю, легче ли освоить или нет, так как сама не смогла это сделать, несмотря на то, что правая часть аккордеона — это та же клавиатура, только меньше. Пробовала еще в студенческие годы и не справилась с самим принципом левой руки, когда надо раздвигать «меха» для лучшего звука.
4. Зачем клавиши раскрашены в разные цвета?
А когда-то были только черные — чтобы оттеняли белизну женской руки! Чтобы не углубляться в музыкальную терминологию, скажу так: белые отвечают за «натуральные» звуки, а черные — за «пониженные» или «повышенные». Это голосом звук можно изменить, не зная нот, «чуть выше» или «чуть ниже», а фортепиано имеет фиксированный строй и каждый звук имеет свое место. И для того, чтобы «глазу было удобно» еще в те времена, когда музицировали в салонах при свечах, для контрастности и ввели бело-черные клавиши.
5. Как сделать так, чтобы научится играть что угодно и без нот?
Просто очень много заниматься и думать! Я своим ученикам на каждом уроке говорю: в музыке 90% — это голова и только 10% — руки.
6. Чемпионаты по игре на воображаемой гитаре уже проводят. Может, и для клавишных создать такой же?
Почему бы нет? Только зачем? Мне это не интересно. Я до сих пор предпочитаю обыкновенный инструмент электронному. Хотя если бы это было цифровое фортепиано Yamaha по цене хорошего автомобиля, то тогда — да, сделала бы исключение…
7. Что такое музыкальный слух и действительно ли был прецедент, когда кому-то медведь наступал на ухо?
Музыкальный слух — это врожденная способность человека, которая есть у всех: у кого-то она развита в меньшей степени, у кого-то в большей, но людей без музыкального слуха нет. Есть лень ничего не делать, а это похуже любого медведя будет.
8. Может ли у ученика не быть способностей или это все отговорки?
Это отговорки. Способности могут быть развиты в разной степени, но только постоянный труд способен творить чудеса!
Очень часто дети приходят в школу с отменными данными, но потом не хотят развиваться, и что бы преподаватель ни делал, все бесполезно. Бывает и наоборот: когда ребенок со слабыми данными прилагает усилия — и становится хорошим музыкантом.
9. Какой инструмент Вы терпеть не можете?
Такого нет! Но я терпеть не могу плохих музыкантов.
10. Какую музыку Вы слушаете дома после всего услышанного в школе?
За музыку в доме отвечают мои дети. Это могут быть разные стили, направления, исполнители, самые крутые новинки. Я люблю музыку с «изюминкой»: с интересной гармонией, ритмом или звучанием духовых инструментов. Это так завораживает.
Музыки много, она многогранна и всегда можно найти то, что соответствует настроению, времени года, возрасту.
Готовы также откровенно ответить на наши глупые вопросы о своей профессии, как это сделала Виктория Первушина? Сообщите об этом нам любым удобным способом. А пока можете почитать: