Киднеппинг-бизнес

В Украине и в мире не снижается число случаев кражи людей, выжить удается не всем. А кто-то наловчился работать по проверенной схеме и превратил киднеппинг в бизнес.

Недавнее похищение сына финансового атташе посольства Ливии наделало много шума. Среди белого дня парня схватили на улице, не стесняясь свидетелей, затолкали в автомобиль, отвезли на заброшенную СТО (по словам самого пострадавшего) и избили, требуя денег. Но в тот же вечер отпустили, отвезя с завязанными глазами в лесопосадку.

Такой благополучный финал может быть только завязкой сюжета.

Киднеппинг (похищение человека) – древний и суровый криминальный бизнес со своими правилами и традициями.

В последние годы в Украине он приобрел такой же размах, как кражи и грабежи.

С жертвой быстро не расстаются

По мнению опытных оперативников, похищение сына дипломата совершили либо искатели легкой наживы, испугавшиеся в итоге сами себя, либо отцу сделали предупреждение:

— Прямой намек: если не выполнишь то-то или не сделаешь что-то, перейдут к «взрослому разговору», — считает ветеран МВД Олег Левинский. – Мотивированные киднепперы расстаются с жертвой так быстро только в одном случае – когда ее убивают, продолжая вымогать деньги как за живого человека.

Он вспоминает трагическую гибель сыновей директора краматорского ЗАО «Тяжпромкомплект», которая потрясла Украину в начале 2000-х годов. Уроженцы Краматорска 31-летний Дмитрий и 24-летний Денис были студентами КИМО. Старший владел пивзаводом, младший возглавлял отделение банка в родном Краматорске. Оба пропали 26 сентября 2002 года после сдачи сессии в Киеве. А в 2004-м тела нашли под Киевом возле села Лесники – место указал задержанный душегуб. Оказалось, что братьев заманили в ловушку, накачали наркотиками и убили в те же сутки. Целых два года убитый горем и неизвестностью отец мотался по Украине, выполняя жестокие требования вымогателей.

Есть и примеры небывалого терпения похитителей. Председателя правления ЧАО «Нефтегаздобыча» Олега Семинского, захваченного в начале февраля 2012 года, держали в плену три года, требуя 200 миллионов долларов. Но отпустили, как утверждал сам пленник, ничего не получив. В своих злоключениях Семинский винит бывшего министра транспорта Николая Рудьковского, который уехал из Украины. К делу якобы также причастны два уголовных авторитета. Похищение Семинского расследует ГПУ, но без видимого результата.

Не все объяснишь войной

Бизнес на заложниках существовал испокон веков и во всех уголках мира. Дикари требовали выкуп тушей мамонта, пираты и варвары – золотом, «цивилизованные» люди – валютой.

— Киднеппинг был и в СССР, но об этом не говорили. Похитители охотились за детьми партийных боссов и взрослыми «цеховиками», — говорит Олег Левинский. – В 90-е годы похищения и пытки широко практиковали с целью отжать бизнес у более слабого конкурента. Бандиты просто вывозили человека в лес, где были разложены орудия пыток, а на пеньке сидел нотариус. Так заставляли подписать бумаги об отчуждении фирмы или имущества. На бизнесмена также могли влиять, похитив его ребенка или жену. Кроме того, на похищенных просто зарабатывали деньги.

Согласно открытым данным, после 2014 года статистика похищений людей в Украине резко поползла верх. В МВД это связывают с АТО, давшей развитие теме заложников. Однако официальные данные прокуратуры Киева свидетельствуют, что не все можно объяснить войной.

Если в 2013 году по Киеву было зарегистрировано 27 производств по статье «Незаконное лишение свободы», то в 2014-м – 72, в 2016-м – 74. За четыре месяца этого года – больше 20. Эксперты видят аналогию с теми самыми 90-ми.

Передел бизнеса и реформы

— После смены власти передел бизнеса – обычное дело. Думаю, многие факты похищений связаны именно с этим. Кроме того, в стране началась война, внутренняя миграция, повысился общий криминальный фон, — говорит Олег Левинский. –Добавьте к этому, что на свободу стали выходить члены бывших ОПГ, посаженные в середине 2000-х. Они возвращаются к старому ремеслу и предъявляют претензии старым подельникам.

Бывший замминистра МВД Михаил Корниенко считает, что сыграли свою роль и реформы в полиции – увольнения мастеров сыска, ликвидация Управления по борьбе с организованной преступностью, развал старой агентуры, неопытность новых кадров.

— Криминалитет в некотором роде потерял страх перед правоохранительной системой, — считает Михаил Корниенко. – И перед судами, которые тоже были деморализованы.

По его словам, реальная картина киднеппинга далека от той, которую отражает статистика.

— Многие жертвы не обращаются в органы, а предпочитают платить, потому что их запугивают, — говорит генерал-полковник милиции. – На этом поводу идти нельзя. Какое бы ни было время, только правоохранители могут противостоять бандитизму. Давно отработана система по освобождению заложников и поимке похитителей, уверен, что она не потеряна.

Положительные примеры действительно есть. В 2016 году СБУ совместно с прокуратурой задержала преступную группировку, которая несколько лет зарабатывала на похищениях людей ради выкупа.

В 2017-м году разоблачили банду, которая похитила бизнесмена под видом сотрудников СБУ и требовала 500 тысяч долларов. В том же году полиция Киевской области разыскала и освободила похищенного предпринимателя, которого разбойники оценили в 100 тысяч долларов.

И полиция может быть в доле

В то же время один из сотрудников нынешней полиции Александр К. говорит, что не все так просто, как выглядит в официальных сообщениях.

— За многими похищениями стоит не просто нажива, а долговые обязательства. Похищают должников, чтобы выбить кредит, похищают кредиторов. Для последних плен часто заканчивается фатально, и эти случаи редко предают гласности, — отмечает собеседник.

Одним из исключений стала трагическая гибель предпринимательницы из Киева Светланы Суминой в 2016 году. Женщина поехала на встречу со знакомым, которому одолжила крупную сумму денег, и пропала. Спустя время ее нашли мертвой.

В Кривом Роге трое киднепперов жестоко расправились с 20-летним парнем, которого продержали в заложниках месяц. Мама юноши не смогла собрать требуемые 100 тысяч гривен.

— Родственники похищенных не всегда обращаются вовремя в полицию еще и потому, что уверены — мы крышуем бандитов, — говорит Александр К. – Я лично не знаю подобных случаев, но не могут поручиться, что их нет.

Тут впору опереться на информацию, которую в мае этого года обнародовал главный военный прокурор Анатолий Матиос: в Киеве обезврежена группировка, которая занималась рэкетом, похищениями людей и пытками. В ее состав входили действующие сотрудники полиции, вошедшие в сговор с уголовными авторитетами.

Зачем нужны чиновники

Из новой истории похищений самая громкая страница принадлежит руководителю Департамента электроснабжения «Укрзализныци» Валерию Людмирскому, который попал в лапы киднепперов 18 июля 2016 года. Его схватили во время прогулки с собакой, застрелив несчастного пса. За чиновника, по его словам, требовали нереальную для простого украинского госслужащего сумму — 10 миллионов евро! А спустя 8 месяцев он оказался на свободе благодаря блестящей полицейской операции.

Топ-менеджера удерживали в условиях, к которым можно сделать приставку VIP. У него был двухкамерный бункер с вентиляцией, освещением, водоснабжением и канализацией. Правда, к этому прилагалась бронированная дверь и круглосуточное видеонаблюдение.

Ветеран МВД Олег Левинский вспоминает, что в 90-е тоже любили похищать госслужащих. И не столько ради денег, сколько ради влияния. Тогда шла большая борьба за бизнес-сферы, и чиновники ценились тем, что помогали решать вопросы в пользу той или иной группировки.

КП в Украине

Автор записи: odessabiz

Добавить комментарий