Почему на украинской земле трудно развивать собственный бизнес: история французского винодела из Одесской области

Из-за отсутствия прав на землю в винограднике французского винодела Кристофа Лакарена из села Шабо Одесской области «хозяйничали» бульдозеры. И он отказывается от дальнейших инвестиций в дело.

«Действующий мораторий на продажу земель сдерживает инвестиции, тормозит развитие аграрного рынка и лишает значительное число граждан Украины возможности реализовать конституционное право распоряжаться своей земельной собственностью», – месяц назад на заседании Национального инвестиционного совета Петр Порошенко поддержал отмену моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения.

Cо словами президента радостно согласятся многие предприниматели, которые пытаются развивать собственное дело на украинских полях, но из-за нездоровой конкуренции или рейдерских атак вынуждены отказываться от дела своей жизни.

кристоф лакаренНапример, Кристоф Лакарен, винодел из Франции, переехал в село Шабо Одесской области в 2005 году и был одним из первых, кто начал развивать экологически чистое производство вина в Украине.

В Шабо уникальная земля, которая по своему составу лучше всего подходит для выращивания винограда. На этом месте занимались выращиванием виноградников испокон веков. С морским климатом и плодородной землей Украина имеет все шансы опередить многие европейские страны в производстве вина. Поэтому Лакарен, понимая в деле, официально взял в сельсовете в аренду на 25 лет землю, купил в лизинг 130 га виноградников, которые в 2013 году официально выкупил, а в 2007 купил 10 зданий и один большой подвал бывшего колхоза имени Ленина. Он говорит, что там не было никакой инфраструктуры, пригодной для производства вина или для проживания с семьей. Он самостоятельно все устроил и стал делать белое, розовое, красное органическое вино по рецептам из Бургундии, Бордо, и шампанское по старинной технологии Дом Периньон. В сезон к нему стали приезжать туристы. Он занимается выращиванием овец, коз, кур, чтобы его семья всегда могла есть натуральные яйца, молоко, сыр, брынзу, и т.п. Также у него есть лошади и собаки.

Чтобы начать работать и получить лицензию на производство и реализацию вина, нужно пройти немало бюрократических процедур. Лакарену для этого понадобилось более 10 лет. Но виноградарство в целом требует значительных долгосрочных инвестиций. Виноградник только после 15 лет начинает давать действительно ценное сырье для производства вина высокого качества.

«Для того, чтобы посадить 1 га нового виноградника, нужно $8000 – $12 000. Если земля не принадлежит владельцу виноградника, он легко может потерять финансовые инвестиции и результаты работы в течение этих лет. Как и стало со мной», – говорит Лакарен.

Через несколько лет после того, как фермер запустил бизнес, начались конфликты за землю с местными жителями. Их разжигали земельные коррупционеры, которые пытались уничтожить виноградники и на их месте построить коттеджный городок. В 2009 году некоторые владельцы земли захотели забрать свою землю, которая была в аренде, и обратились в суд, чтобы винодел быстрее освободил ее от своих виноградников. В 2012 году суд не удовлетворил их иск. После Майдана они снова обратились в суд. Но в ноябре 2016-го перед первым заседанием суда 11 га 50-летних кустов винограда были уничтожены бульдозерами. Это повторилось снова 28 июня 2017-го, тогда бульдозеры уничтожили уже 12 га очень производительных виноградников. Более 18 000 новых саженцев виноградной лозы, которые сажал Лакарен, и которые в будущем могли бы давать хороший урожай, были уничтожены.

«Полиция, которую я вызвал, даже не пошевелила пальцем, чтобы их остановить. Они просто стояли, наблюдая. Впоследствии Апелляционный суд отказал мне в удовлетворении моего иска и отменил действие всех моих сделок на землю, заключенных с собственниками. Как после такого я могу инвестировать в развитие этого бизнеса?», – рассказывает Кристоф Лакарен.

Так что сегодня виноградники принадлежат ему, но земля – не его, он не будет высаживать новые сорта винограда, которые стоят немалых денег, поскольку не уверен, что их не уничтожат.

«Как я могу думать о каких-то перспективах и организовать бизнес-план на ближайшие 5 или 10 лет, если не знаю, не прогонят ли меня с земли ее владельцы завтра», – говорит винодел.

По его словам, Украина, которая хочет идти по европейскому пути развития, должна развивать малый и средний бизнес, ведь именно он увеличит количество рабочих мест в сельской местности и остановит трудовую эмиграцию, которая уже достигла катастрофических масштабов. Но для этого нужен рынок земли. Если он будет прозрачным, фермеры смогут брать кредиты под залог земли или урожая, и, таким образом, инвестировать в развитие своего дела.

Пока что, несмотря на все преграды, винодел продолжает заниматься любимым делом и надеется, что после снятия моратория на землю сможет беспрепятственно работать на своих виноградниках. Уже на своей земле.

Сегодня

Автор записи: odessabiz

Добавить комментарий