Евреи Измаила
Жизнь измаильских евреев — это отдельная часть истории нашего города. Первые упоминания об измаильских евреях найдены в 1769 г., хотя их община стала развиваться только после 1812 года, когда Бессарабию присоединили к России. Тогда евреи Измаила смогли получить равные с другими национальностями права. Чтобы нашему читателю было понятнее что к чему, последующая информация изложена в хронологическом порядке с указанием объектов, которые сыграли свою роль в жизни еврейского народа в Измаиле, и которые можно увидеть сегодня.
История:
В 1825 г. в Измаиле была построена Хоральная синагога, в 1826 — «Бейс-мидраш» (место для изучения Талмуда, Торы и др. раввинистической литературы), к середине 19 века община обзавелась государственной еврейской гимназии. К 1827 году число евреев в Измаиле насчитывало 549 чел.
После того, как в 1856 г. город как и вся Бессарабия был присоединен к Румынии, еврейское население стало испытывать угнетение со стороны новых властей и уже в 1827 г. после пропажи церковной утвари и денег из Свято-Покровского собора евреи решились на жестокий погром. Было установлено, что виновником происшествия оказался еврей, перешедший в христианство, и обвинивший других евреев, в т.ч. одного из руководителей иудейской общины и раввина, в мошенничестве. Гонения на измаильских евреев вызвали международный резонанс, чем вынудили вмешаться центральных румынских властей.
В 1878 году Измаил вновь отошел к России. Однако к тому времени многие евреи стали здесь чужаками, в связи с чем их выслали в Румынию, откуда их, наоборот, возвращали обратно. До 1892 г. им не предоставлялся официальный статус. К 1897 г. число евреев в Измаиле составляло 12,5% населения (2781 чел., по другим данным — 2736 чел.).
В первую треть 20 века еврейское присутствие и еврейская жизнь были весьма заметны в Измаиле. Еврейская община, Еврейский банк, Еврейский Народный дом (с большой еврейской библиотекой и большим актовым залом со сценой), известные в городе и сельском окружении еврейские предприятия: булочная Шимона, аптека его дочери Хаи Шмилевич, мельница Фрайфельда, приходный дом Хаймовича, сифонная фабрика Берфельда, лечебный кабинет с небольшим стационаром доктора Мотняка, зубоврачебная клиника Арона Абрамовича и Розалии Давидовны Упштейнов, магазин рыболовецких принадлежностей Фаинштейна, электротоваров Левентона, спирто-водочный завод Литвака, фото-студия Гринвальда, зернохранилища Давидовича, большущий, многосотметровый дровяной и строительной древесины склад Моргенштерна, адвокатские конторы Зингера и Ваинберга, торговый ряд магазинов Рабинович-Папагал-Браиловский, городской гараж с автомобилями напрокат и шофёрами братьями Беккер, начальная школа «Тарбут» с учителями Лабунским и Мильманом (преподавание на древнееврейском), ну и, конечно же, еврейская синагога и еврейское кладбище с еврейской похоронной обслугой.
За столиками кондитерских Дойнова и Маренкова чаще всего звучал идиш, как и на прогулочных аллеях в Длинном и Греческом бульварах и в городском парке. В Измаил приезжали еврейские театральные труппы, Сиди Таль выступала с концертом в народном доме в конце 30-х годов.
В конце 19 — начале 20 века сионисты, будучи активными противниками царского режима в Бессарабии, завоевали серьезную поддержку в еврейских массах и создали в Измаиле свой кружок. Вплоть до 1903 г., когда состоялся первый крупный погром в России, они действовали законно и в открытую полемику с властью не вступали. А в 1905 г. череда еврейских погромов затронула и Измаил да так, что об этом написали даже в парижской газете «L’Illustration» №3276 от 9.11.1905. Архивные документы говорят о том, что в 1905 году измаильские евреи во главе с Аврамовым организовывали в городе антиправительственные выступления. В ответ власти организовали черносотенные отряды, которые и начали погромы еврейского имущества.
Объект 1 — улица Садовая.
На фотографии упомянутой французской газеты изображена разгромленная улица Садовая, на которой в то время находились торговые лавки еврейских купцов. Именно эта улица пострадала раньше всех и была разорена больше всех. А так она выглядит сегодня:
История:
К 1930 г., в период румынской оккупации, число евреев в Измаиле насчитывало уже лишь 6,5% от всего населения (1623 чел.). Но и тогда в городе работал еврейский детсад «Тарбут», завод по производству мацы (завод продтоваров), школы, хедеры, 5 молельных домов.
На территории между зданием управления УДП и общеобразовательной школой №6 компактно проживали евреи, которых к 1940 году насчитывалось 3240 человек. С началом войны многие эвакуировались вглубь страны. После месячной обороны Измаил был оставлен советскими войсками и с 23 июля 1941 г. перешел во владение противника. И уже через сутки, 25 июля, в Измаиле, в районе массового скопления евреев было создано гетто.
Объект 2 — дом по ул. Чапаева, 73
Сперва под гетто был отведен заброшенный дом на перекрестке улиц Липованской и Коммерческой — сегодня это дом по адресу ул. Чапаева, 73 (сегодня — ул. Захариади, 73).
Объект 3 — дом по ул. 28 июня, 9
При помощи агентов жандармерия и полиция выявляли евреев по всему Измаилу и сгоняли в гетто. Когда одного дома стало недостаточно, для них выделили еще один — по ул. Короля Фердинанда I, 7, где проживала еврейская семья Сегал (это дом по ул. 28 июня, 9; сегодня — ул. Аврамовская, 9).
Объект 4 — дом по ул. Пушкина, 13
В том же июле 1941 года в здании бывшей Большой синагоги нацистские оккупанты организовали лагерь принудительного труда для молодых и физически крепких измаильских евреев. Сегодня напротив места бывшего лагеря по ул. Недяну, 11 (сегодня это двухэтажный жилой дом по ул. Пушкина, 13) установлена мемориальная табличка, на которой написано:
«Да отразится в делах наших чистота их и да будут пребывать души их в обители жизни, да будут священными их имена»
История:
В июне 1941 г. в лагере насчитывалось 52 узника, которые работали в основном на строительстве или портовыми грузчиками.
По данным на 1 августа 1941 в измаильском гетто пребывало 159 чел., 104 из которых привлекались к уборке города. Однако тогда же в тайную полицию Румынии Сигуранцу поступило сообщение о том, что выявлены еще не все евреи — кто-то изменил внешность, кто-то сменил имена и прятались по городу и в селах среди русских, молдаван, болгар. В итоге из Кишинева в Измаил прибыло подразделение айнзацгруппы (эскадрона смерти, который занимался массовыми убийствами гражданских лиц на оккупированных территориях и сыграл ведущую роль в «окончательном решении еврейского вопроса»), которое провело облаву в регионе. В результате число жителей гетто выросло с 159 до 561. В связи с этим гетто расширили до нескольких кварталов, ограниченных современными улицами Папанина, Дзержинского, 28 июня и Кутузова. Участок был огорожен колючей проволокой и находился под охраной.
Для кого-то успешные попытки бежать через Дунай при помощи подкупленных охранников сменялись печальными для других. Одних беглецов полицейские посадили на катер, получили от них золото, но затем утопили на середине реки. Но эта возможность, в первую очередь для молодежи, исчезла после того, как двух беглецов немецкий патруль поймал на Болградском шоссе из-за следа от звезды Давида на одежде (шестиконечная звезда была знаком евреев в немецких концлагерях). После проведения дознания не только сменили охрану, но и расстреляли в измаильской крепости всю еврейскую молодежь — трупы порядка 70 девушек и юношей были сброшены там же, в колодец и зарыты в траншее, выкопанной ими же. До сегодняшнего дня остатки не найдены, однако вместе с найденным обломком стены колодца, где также проводились расстрелы, были обнаружены нагрудные матерчатые знаки в виде звезды Давида, страницы из книг на иврите, бланки измаильской еврейской общины.
Часть измаильских евреев (633 чел.) вместе заключенными из Рени, Болграда и Килии были переправлены 15.11.1941 г. в Транснистрию (село Богдановку Березовского района и поселок Доманёвку Николаевской области) в лагеря уничтожения. Измаильское гетто просуществовало до февраля 1942 г.
Изначально табличка находилась на указанном доме, однако по просьбе жильцов в связи с ремонтом была перенесена через дорогу.
Также для ясности отметим, что упомянутая синагога по данному адресу была практически полностью разрушена. В Докладной записке от 5 января 1945 года главный инженер горкоммунхоза Карнаух писал председателю Измаильского горисполкома Дьячину:
«…по своему состоянию не подлежит восстановлению ввиду наличия останков разрушенных стен с большими специфическими проемами, и наиболее целесообразно как с точки зрения использования кирпича, так и в отношении аварийности объекта является его разборка»
Однако же члены Измаильского горисполкома проголосовали за восстановление и реконструкцию самого здания, однако уже под двухэтажный жилой дом. Именно его мы и видим сегодня по ул. Пушкина, 13.
Объект 5 — мемориальная таблица на доме по ул. Кутузова, 89 (снята и по состоянию на 01.05.2020 не возвращена)
В итоге осенью 1941 года и зимой с 1941 на 1942 год в Транснистрию было депортировано около 150000 евреев из Бессарабии, Северной Буковины, Одессы и других мест. Почти все они погибли. Напоминание об этом отрезке жизни измаильских евреев в 1941 году можно увидеть на здании по ул. Кутузова, 89.
Здесь висела мемориальная табличка, рассказывающая о трагической странице истории нашего города. Она была установлена в память о том, что в 1941 году между улицами Свято-Никольской (Дзержинского) и Кутузова, а также Авраамовской (28 июня) и Коммерческой (Ленина) было организовано еврейское гетто. Однако в 2018 году по просьбе жильцов при ремонте здания табличку сняли.
Объект 6 — здание бывшей синагоги
В 60-х годах власти закрыли последнюю синагогу в Измаиле, которая располагалась недалеко от измаильского порта. Сегодня это помещение занято спортивными организациями:
История:
К 1970 г. число евреев советского Измаила достигало 1 тыс. чел., свою профессиональную труппу имел еврейский театр, евреи вносили значительный вклад в развитие производства и пароходства.
В 1989 г. еврейская диаспора в Измаила составляла 0,9% (около 840 чел.), в 2001 году — 0,2% населения (около 200 чел.).
Сегодня:
Сегодня в Измаиле действует Федерация еврейских общин Украины по ул. Клушина, 3 (председатель — Берман Феликс Максович), еврейская общественная организация «Менора» (председатель — Дмитрий Ентис), школа-сад «Хабад-Ор Авнер» по ул. Клушина, 4 (директор — Дмитрий Красновский), религиозная община и школа «Хабад», упомянутая синагога.
Если Вас заинтересовала история жизни измаильских евреев и Вы хотите взглянуть на нее своими глазами, пишите нам на defence_izmail@ukr.net и мы проведем Вас по этим местам.