Фрумушика-Нова: история создания

Как бизнесмен создал агро-эколого-рекреационный кластер Фрумушика-Нова и построил монумент чабана, который попал в Книгу рекордов Гиннеса?

12 лет назад в Тарутинской степи на месте бывшего военного полигона появилась Фрумушика-Нова. Это самый большой в Европе овцеводческий комплекс. Постепенно он превратился в целый агро-эколого-рекреационный кластер. Кроме животноводства на Фрумушике занимаются переработкой мяса, производством продуктов питания и меховых изделий, делают фирменное вино и принимают гостей.

Здесь же разместились парк музей скульптур «История бессарабской земли», этнографический музей под открытым небом «Бессарабское село Фрумушика-Нова», музей памятников соцреализма «Парк советского периода» и самая большая гранитная статуя в мире, изображающая обычного чабана.

ФРУМУШИКА-НОВА

Все это огромное хозяйство построено Александром Палариевым и его сыновьями — Владимиром и Михаилом.

Александр Палариев не скрывает, что в свой амбициозный проект Фрумушика-Нова вложил много денег и здоровья. Но удачным его не считает.

«Удачным можно назвать такое дело, которое хочется повторить. А я повторять не хочу», – признается он.

Дело в шляпе

Со всех сторон «Фрумушику-Нову» окружают бескрайние бессарабские степи, где испокон веков население традиционно занимались овцеводством. В советские времена его вытеснил крупный рогатый скот, как более производительный, но, тем не менее, отрасль выжила. И сейчас на просторах Одесской области выпасается треть всего поголовья овец Украины.

ФРУМУШИКА-НОВА 3

В 1946-м году эту территорию забрали у местного населения и отвели под военный полигон 14-й армии юго-западной группировки войск.

«Местных жителей – молдаван, болгар, немцев и гагаузов — выселили, а пять сел – Фрумушику, Кантемир, Гофрумсталь, Зурум и Рошию – сравняли танками с землей перед глазами жителей, чтобы они знали, что возвращаться некуда», – рассказывает Александр Палариев.

С 1998 года полигон для боевой подготовки войск не использовался.

«В апреле 2005 года Совет национальной обороны принял решение провести инвентаризацию всех земель Минобороны и вывести их для дальнейшего использования. Мы провели такую инвентаризацию, зачислили их в земли запаса», — рассказывал БизнесЦензору глава Тарутинской госадминистрации Иван Кюссе.

В 2006 году в село Бородино, которое находится неподалеку, открывали церковь, которую построил одесский бизнесмен Александр Палариев.

«И тогда я встретился с ним как руководитель района с бизнесменом. Просто хотел услышать его планы на будущее. Он рассказал, что хочет построить овцеферму. И я предложил: «Поехали!» 6 июня 2006 года мы взяли с собой большую бутылку водки, закуску и выехали сюда, на эту территорию, на эти просторы. Так появился проект, который называется Фрумушика-Нова», – говорит Кюссе.

Для Палариева места, где сейчас Фрумушика-Нова, не чужие. Среди тех, кого в 1946 году выселили из Фрумушики, был и его отец Андрей Диомидович.

«Это — родина моя, родина моего отца. Моя фамилия Палария. По-молдавски – шляпа. Я на 51 процент молдаванин. Моя бабушка поменяла настоящую фамилию на Палариев, чтобы избежать высылки в Сибирь. Из 12 родственников, отправленных туда, вернулась только одна девочка», — уточняет Александр.

Зачем для боевой подготовки 200 гектаров виноградника

По иронии судьбы эти места — родина и Степана Полторака, министра обороны Украины. Он родом из села Веселая Долина Тарутинского района, которое в нескольких километрах от Фрумушики-Новой.

С возглавляемым им ведомством вот уже добрых десяток лет судятся местные власти.

Предмет спора — почти 25 тысяч гектаров полигона, из которых 11 уже распаханы. Тарутинский райсовет и администрация хотят сами распоряжаться этими землями и получать деньги для развития района, сдавая ее в аренду. Кроме того, они хотят создать Национальный природный парк «Тарутинская степь», чтобы сохранить для потомков один из немногих островков нетронутой природы.

Минобороны тоже хочет получать деньги с такого, прямо скажем, немаленького и очень перспективного куска земли, аргументируя это тем, что по данным Госгеокадастра, это — земли обороны.

«Если им нужен полигон, они должны посчитать, сколько гектаров нужно для полигона и будут ли они там вести боевую подготовку. Вопрос: зачем для боевой подготовки 10 тысяч гектаров пашни? Для чего им 200 гектаров виноградника для боевой подготовки?» — вопрошает председатель Тарутинского районного совета Александр Тасмасис.

Противостояние продолжается.

Фрумушика -Нова как центр развития туризма и традиционных для этих мест овцеводства, виноделия, пчеловодства, сыроварения — серьезный козырь в распоряжении местной власти, экологов и здравого смысла.

Каракуль и не только

В 2006 году Александр Палариев взял в аренду 800 га пастбища и 280 га пашни для кормовой базы. Одновременно стали строить три объекта – домик овцевода, ферму и винный погреб.

Планы были грандиозные: построить комплекс на 5 000 голов овец каракульской породы.

Мы выбрали породу овец каракуль по нескольким причинам. Первое – это очень многопрофильные продукты: молоко и молочные продукты, брынза, мясо, потому что порода обладает большой мышечной массой; следующая отрасль – это каракуль как сырье для производства меховых изделий,– объясняет Александр Палариев.

Подоить вручную такое количество овец, естественно, просто нереально, поэтому в 2008 году было принято решение установить крупнейший в Европе цех автоматического доения овец компании «ДеЛаваль» на 120 постов доения.

«Поставив доильный зал, мы не только избавились от негативного влияния человеческого фактора, но и получили возможность контролировать надои каждого животного, вести грамотную селекцию, принимать управленческие решения. После установки доильного зала среднесуточные надои выросли до 25%, на 80 % снизилось заболевание маститом», – говорит Александр.

Кризис 2008 года больно ударил по бизнесу Палариева.

«Я занимаюсь разведением овец для получения каракуля. Это часть фэшн-индустрии. Но если у человека нет денег, разве он будет думать о шубе? А инвестиции серьезные были сделаны..».

Преодолеть его, по словам Палариева, удалось за счет диверсификации.

«Мы стали развивать зеленый туризм, виноделие… Запустили переработку. Стали делать из своей баранины тушенку (даже в советское время такого продукта не было), колбасные изделия…. Овцеводство – это проект младшего сына. Виноделие – старшего. Как-то вышли… И тут война! 83% мирового мехового бизнеса — это Россия, 52% российских женщин имеют минимум одну шубу. Для нас этот рынок вообще закрылся. Для меня это принципиально. Я не из Радикальной партии, но я — радикал в отношениях».

В настоящее время Палариев с сыновьями осваивают выращивание лаванды. После аннексии Крыма это направление стало весьма перспективным. Причем, с учетом мировых тенденций к развитию органического производства, решили, что не будут использовать ни грамма химии.

«Мы сейчас занимаемся оформлением документов для производства органической лаванды. Чтобы сразу взять верхнюю планку среди тех, кто занимается лавандой. Вино тоже, я думаю, через пару лет сможем позиционировать как органическое. На этой земле никогда не было минеральных удобрений. Надо взять пробы грунта и контролировать, чтобы я не использовал химию. Но мне она и не нужна. У меня же есть ферма, есть навоз, который я сушу, и через 2-3 года он дает больше, чем всякий суперфосфат и иже с ним», – объясняет Палариев.

Фрумушика – значит «красивенькая»

«Потом появился проект зеленого туризма. То есть, если бы мы определяли участок под природно-заповедный фонд и говорили о туризме, то должна быть база. Такой базой стала «Фрумушика-Нова», — рассказывает глава администрации Тарутинского района Кюссе.

К созданию центра зеленого туризма Палариев подошел со свойственным ему размахом. Было принято решение создать что-то наподобие этнографического музея под открытым небом «Пирогово», что под Киевом. Так появился музей «Бессарабское село». Экспонаты — предметы быта, образцы рукоделия, орудия труда — Александр Палариев собирал по всему бессарабскому краю.

«Бессарабия – край многонациональный. Здесь живут украинцы, молдаване, болгары, гагаузы и даже немцы…. Со своими традициями, национальной кухней… На Фрумушике решили сделать 8 усадеб — молдавскую, украинскую, немецкую, русскую, болгарскую, еврейскую, гагаузскую и… домик строителя коммунизма. Идея была такая, чтоб люди, которые приехали отдохнуть, узнали про себя, про своих предков больше», — говорит Кюссе.

Со временем построили гостевые домики, гостиницу, бассейн, корчму, обустроили мини-зоопарк… Охота, рыбалка, брынза, блюда из баранины, мед, вкусное вино (некоторые виды вина из Фрумушики-Нова на одесском конкурсе виноделов-аматоров занимали первые места), а главное — погружение в атмосферу Бессарабии — это то, что предлагает Фрумушика-Нова туристам.

ФРУМУШИКА-НОВА 2

Свидетельством недюжинного размаха и амбиций владельцев Фрумушики-Нова является и возведение в 2015 году памятника чабану, который в 2017 году был внесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире памятник овцеводу.

«Высота монумента — 16 метров 43 сантиметра, с постаментом — 17,93 метра. Вес всей конструкции — 1080 тонн. На изготовление монумента ушло 152 кубометра лабрадорита (разновидность гранита) общим весом 412 тонн. Гранит завозили из Житомирской области», – говорит Палариев.

Дураки и дороги

Самой большой неприятностью для хозяина Фрумушики-Нова является, конечно же, неурегулированность земельного вопроса. Но глава района Иван Кюссе настроен оптимистически.

«У меня большие надежды на новый Верховный суд, который заработал с 15 декабря. Я был самым счастливым человеком, когда 22 февраля 2018 года он по аналогичному делу принял решение, которое подтвердило мои слова 10-летней давности. То есть, поменяли практику. Было написано, что, не смотря на то, что это — земли обороны и они находятся в государственной собственности, право распоряжаться ими принадлежит государству, но не Министерству обороны».

Не устраивает Палариева и отношение его земляков к работе. Природа и погода южной степи действительно располагает скорее к расслаблению и созерцанию, чем к производственным победам.

В Фрумушике-Новой даже есть местная легенда о том, как один дояр украл жбан вина, закопал его и забыл место тайника. И теперь каждый день бродит по всей Фрумушике ищет свое вино и не может найти.

«Очень маленькая производительность труда. Говорю: давайте я не буду платить фиксированную сумму за день работы, допустим, 150 гривен в день. Будете получать в зависимости от выработки. Будет возможность заработать больше. Не хотят!» — возмущается Палариев.

Третьей настоящей бедой Фрумушики-Нова является отсутствие дороги. В распутицу добраться сюда практически нереально. Разве что на внедорожнике, и то — не факт. Александр Андреевич возлагает надежды на новый проект, который планируется реализовать на юго-западе Одесской области на деньги Евросоюза.

«Сейчас областная администрация начинает осваивать новый проект, написанный нами, который трем районам дает пользу, а для меня это 4,1 км дороги в мою сторону».

Как дальше будет осваиваться Тарутинская степь — вопрос еще открытый. Но есть и хорошая новость — Фрумушика-Нова стала одним из пяти проектов кластерного агроэкологического развития в Украине, которое реализовывает Минагрополитики совместно с местными властями и представителями бизнеса.

«Мы хотим весь район вовлечь в этот кластер — эколого-агро-туристический. То есть, к примеру, чтобы любой житель, который занимается кустарным производством, мог продать свои изделия в Фрумушике-Нова. А в селах чтоб были усадьбы, которые могут принять гостей», — так видит ближайшее будущее Кюссе.

Для справки: Минагропрод определил пилотные территории в пяти областях страны, где начато внедрение агрокластеров: «Медвино» (Иванковский район Киевской области); «Фрумушика-Нова» (Тарутинский район Одесской области); «Курорт Коблево» (Березанский район Николаевской области); «Диканька целый год» (Диканьский район Полтавской области); «ГорбоГоры» (Пустомытовский район Львовской области).

Источник

Автор записи: odessabiz

Добавить комментарий